В начале лета прошлого года состоялось подписание соглашения о международном автосообщении, предусматривающего возможность свободного паритетного перемещения транспорта без ограничений и без привязки к определенным маршрутам по схеме “от двери до двери”.
Иными словами, автомобиль может подъезжать к любому зданию в любом городе и не только.
После начала действия документа перевозчики Китая повысили активность, в частности, закупили новые транспортные средства. Один из руководителей группы компаний ProfitWay Е. Шибко заявляет, что почти весь объем зерновых, сои, угля из определенных регионов в настоящее время вывозят перевозчики КНР. 90% машин на границе – китайские. Китайцы выполняют почти всю работу: в частности, каботажные перевозки (между двумя городами России), что не допускается п. 10 Соглашения. Это действует таким образом: автомобиль въезжает пустым, грузится углем на границе, совершает выгрузку в другом городе, там же происходит погрузка зерновых либо сои, после чего машина уезжает. Причем китайцев штрафные санкции не пугают (около 150000 руб. на сегодняшний день). Сегодня ежедневный трафик составляет примерно 20 автомобилей. Причина тому – нехватка специалистов, которые могли бы контролировать перевозчиков на каждом этапе выполнения перевозки.
Перевозчики РФ после подписания документа не смогли сильно повлиять на схему перевозок – они производятся только рядом с границей и по конкретным маршрутам, поскольку в движении вглубь КНР смысла нет, ведь отгрузка всей продукции производится в приграничных населенных пунктах. После этого груз забирают местные фирмы.
Другие неконкурентные преимущества перевозчиков Китая – отсутствие переводчиков (из-за этого китайских нарушителей не могут привлечь к ответственности) и проблемы с распознаванием номеров зарубежных машин.
Министерство транспорта России при поддержке других ведомств создало проект закона, налагающий запрет на пересечение российской границы зарубежными автомобильными перевозчиками, у которых есть задолженность по российским штрафам и платежам системы “Платон”. Согласно законопроекту при въезде у них будет 3 ч. на оплату штрафа, а выезд будет запрещен при наличии долга. Но даже после вступления в силу этого документа перевозчики РФ все равно будут проигрывать, так как не смогут работать по тарифам, которые будут ниже тарифов их конкурентов из КНР. Стоимость – главный фактор, заставляющий отправителей грузов выбирать перевозчика-иностранца.