По итогам опроса свыше 350 транспортно-логистических организаций, 34% которых декларируют 50-100 миллионов выручки в год, большая часть из них дает положительную оценку работы в уходящем году. Около 70% участников опроса сообщают о значительном развитии своего бизнеса, из них 42% рассказали о повышении объемов на 10%.
Проведение опроса, ориентированного на поиск способов оптимизации, инициировала организация Transporeon. С учетом спада потребительского спроса и ужесточения конкурентной борьбы перевозчики ищут решения, которые дадут им возможность сократить издержки.
Для большей части респондентов общее положение дел в экономике стало ключевым фактором, влияющим на транспортно-логистическую сферу. Кроме того, причинами называли изменение объема грузовых перевозок (19%). Предлагаемые властями решения по сдерживанию роста цен на бензин перевозчики уже не считают основным фактором развития отрасли, как в прошлом году. Бизнесменам на самом деле приходилось чаще всего обходиться без чьей-либо поддержки. Помимо внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производительность работы перевозчиков, есть и такие негативные моменты, как длительные простои и долгое время ожидания во время погрузочно-разгрузочных работ, холостой ход, отсутствие открытого взаимодействия с отправителями грузов, ошибочные действия персонала.
Действенные способы повышения конкурентоспособности, по мнению перевозчиков, – отражение в договоре долгосрочных и согласованных отправителем груза объемов перевозок и закольцовывание маршрутов. Как заявляют сотрудники компаний, спотовые тарифы составляют около 20% всех перевозок. Транспортные организации делают выбор в пользу работы по долгосрочным договорам вне зависимости от числа имеющихся у них транспортных средств. Это логичная рыночная схема, обеспечивающая перевозчикам в настоящих условиях хотя бы мизерную гарантию загрузки транспорта и оптимизацию тарифа в ущерб объему.
Главным стимулятором оптимизации процессов в транспортных организациях все еще является цифровизация. Д. Ключников, региональный руководитель компании Transporeon в РФ и восточноевропейских странах, заявил, что сбор, обмен и оценка информации в онлайн режиме предоставляют отличные возможности для результативного применения транспорта. Один из действенных способов сокращения транспортных затрат – улучшение взаимодействия между перевозчиками и отправителями грузов, за счет чего станут возможными закольцовывание маршрутов и минимизация времени ожидания.
Другие способы оптимизации на последующих этапах, по мнению сотрудников транспортных организаций, – цифровизация и автоматизация процессов внутри компании, в частности, использование CRM и систем мониторинга. Эти решения, как считают участники опроса, обеспечат ускорение обмена информацией и документаций, а также сокращение количества ошибок сотрудников и их переориентирование на создание добавленной ценности для заказчика.
Вне зависимости от размеров бизнеса и имеющегося парка транспортные организации делают выбор в пользу выстраивания длительных взаимоотношений с заказчиком, мотивируя подписание долгосрочных договоров в обмен на предоставление высококачественного сервиса и оптовых тарифов.
Большая часть перевозчиков дает оптимистичные оценки перспектив развития отрасли. Больше 50% участников опроса рассчитывают на рост собственного бизнеса как минимум на 10%. Особенно крупные компании планируют и дальше вести инвестиционную политику со вложением денег в ключевые фонды. Транспортно-логистическая отрасль сильно меняется, и обозначившаяся несколько лет назад тенденция к укрупнению будет развиваться и в наступающем году.