На проходившем недавно форуме V Digital City Forum РБК активно обсуждались методы развития деятельности организаций, занимающихся грузоперевозками. В грядущем году их ждут не слишком радужные изменения: предвидится повышение НДС, НДПИ, топливного акциза, а также ожидается рост ставок системы “Платон”.
Кроме того, специалисты прогнозируют рост количества платных дорог. Уже на сегодняшний день, по информации от “Автодора”, за первые 6 месяцев текущего года число проездов по платным участкам трасс возросло на 26% (иными словами, платными трассами за этот период воспользовались 45,8 миллионов раз). Возведение платных дорог и ветхое состояние бесплатных магистралей часто не оставляют перевозчикам выбора – они вынуждены выбирать скоростное движение по качественным дорогам за плату во избежание повреждений груза в пути.
Ввиду значительного роста затрат стоимость самой услуги по грузоперевозке также увеличится, а это, в свою очередь, поставит в невыгодное положение заказчиков и может привести к потере большей их части.
Частичным решением данной проблемы грузоперевозчики считают автоматизацию рабочих процессов, но оно подойдет далеко не всем организациям. Так, гендиректор группы компаний “Деловые Линии” Ф. Мадани утверждает, что на сегодняшний день маржинальность перевозчиков составляет лишь жалкие проценты, что вынуждает их все время находиться на грани выживания.
Одно из альтернативных решений такой проблемы – осуществление цифровизации всей сферы грузоперевозок, что будет связано с существенными финансовыми затратами, а это приемлемо не для всех компаний. Необходимо еще учитывать, что горизонт окупаемости вложенных средств не будет постоянным, поэтому на первых порах грузоперевозчик по сути будет нести вдвое больше расходов.
Эксперты компании BIA-Technologies тоже не сомневаются в преимуществах цифровизации. Они рассчитали, что этот метод позволит сэкономить 30-35% средств. Однако, наряду со значительной стоимостью клиентоориентированного высококлассного продукта, существует еще один недостаток. Специалисты сходятся во мнении, что налоги и сборы увеличиваются гораздо быстрее, чем выгода от цифровизации. В связи с этим для организаций, заинтересованных в развитии бизнеса в дальнейшем и укреплении позиций на рынке, увеличение ставок на перевозки является неминуемой мерой. Как следствие, грузоперевозчики вынуждены принимать сложное решение – увеличивать тарифы и терять заказчиков либо оставлять цены неизменными и терпеть значительные убытки.
В связи со сложившейся ситуацией многие специалисты считают, что отдельные компании будут вынуждены идти на различные налоговые махинации. Но данное решение будет приносить выгоду лишь на первых порах, ведь Федеральная налоговая служба постоянно разрабатывает новые методы выявления мошеннических действий. К примеру, “серые” схемы могут быть выявлены при помощи особых программ, а цепочки по НДС контролируются сквозным методом по каждой участвующей в ней стороне, в том числе, по заказчикам услуг по грузоперевозке.