С китайскими инвесторами, проявившими интерес к возведению магистрали «Белкомур», будет оформлена концессия. В этом случае окупятся расходы на проект стоимостью 350 млрд. долл. Не останется в стороне и государство, которое будет контролировать работу магистрали на правах ее владельца, а РЖД выполнять функции оператора.
Глава Архангельской области Игорь Орлов уже разговаривал с вице-президентом компании Poly Group (КНР) о совместных планах по реализации проектов, имеющих отношение к строительству СМП (Северный морской путь), Белкомура (Белое море – Коми – Урал) и глубоководного морского порта Архангельска.
Китайская сторона готова привлечь свои финансовые и организационные ресурсы. Осталось обсудить специфику финансовой модели, особенности межправительственного сотрудничества и выбрать модель частно-государственных партнерских отношений на основе законодательной базы обеих стран.
Финансовая модель должна соответствовать интересам всех сторон: российскому государству, отечественным и зарубежным инвесторам, операторам (РЖД и Пермским компаниям).
Российско-китайские проекты станут одной из тем будущего Арктического форума, который пройдет в конце марта. О серьезности позиции китайской стороны говорит тот факт, что на форум приедет делегация из Поднебесной специально для обсуждения проектных мероприятий.
Железнодорожная магистраль «Белкомур» сократит размеры транспортного плеча и стоимость перевозки груза с территории Урала и Сибири до 850 км (по направлению к портовым частям Архангельска). Новая железная дорога станет связующим звеном между Уралом и Республикой Коми с портами Северной (г. Архангельск) и Северо-Западной (г. Мурманск) частей России, а также Северной Европой. Магистраль уменьшит протяженность маршрутов по основным направлениям: Сибирь, Средняя Азия, Казахстан, Северная Европа. Будут организованы транзитные поставки грузов через российские регионы, и сформирована система интермодальных перевозок по внутренним и международным маршрутам. Объем иностранных вложений составит более 343 млрд. долл.