Для экономической сферы нашей страны наступление 2020 года ознаменовалось резким сокращением железнодорожных грузоперевозок. Объем погрузки на железнодорожной сети, считающийся отражением положения вещей в промышленной и торговой отраслях, по январским результатам упал аж на 4,9% год к году.
Суммарный показатель грузового оборота обвалился на 5,1%, чему сопутствовало двузначное сокращение в области транспортировки сырьевых и производственных товаров.
За 30 дней погрузка на железнодорожной сети сократилась на 10,9% (каменный уголь), 3,9% (нефть и ее продукты), 2,3% (химические и минеральные удобрения). Грузоперевозки лесной продукции сократились на 14,1%, зерновых – на 21,7%, промсырья и формовочной продукции – на 15,3%.
Результат января для железных дорог стал вторым худшим за семь лет статистического учета: более резко – на 5,1% – грузовые перевозки сокращались только в начале лета 2019 г.
Накопленным результатом за год падение составило 1,4%, что стало худшим показателем для транспортной статистики с разгара рецессионного периода в 2016 г.
На эту сферу, видимо, начинает оказывать влияние эффект Китая, считает глава отдела аналитики “Локо-Инвест” К. Тремасов: говорить о результатах такого воздействия можно будет лишь через несколько месяцев, но в его усилении сомневаться не приходится уже сейчас.
КНР является вторым по объему внешнеторговым российским партнером после стран Европы. За период с января по ноябрь таможня зарегистрировала сделки на 98,7 миллиардов долларов (с Евросоюзом, для сравнения, сумма сделок достигла 268 миллиардов долларов).
Распространение коронавируса уже стало причиной нахождения нескольких договоров в зоне риска неисполнения, сообщил на днях заместитель руководителя Торгово-промышленной палаты В. Падалко.
По мнению специалиста, строгий карантинный режим действует по всей территории Поднебесной, в особенности в тех населенных пунктах, где регистрируется максимальное обострение нового опасного вируса у жителей, что значительно ухудшает торгово-экономическую ситуацию в стране. Настало время, когда уже на уровне российских властей необходимо принимать отдельные решения. Вероятнее всего, эти решения будут касаться введения некоего форс-мажора в области внешнеэкономического взаимодействия с КНР по договорам, подлежащим исполнению в ближайшем будущем, и их продления, возможно, до начала-середины весны 2020 г.
Падалко уверен, что несвоевременное исполнение обязательств по контрактам может стать причиной того, что “выручка в валюте не будет переводиться на счета организаций России, и к ним будут применены административные санкции, в частности, штрафные” согласно законодательству о контроле валюты.
Как процитировало заместителя руководителя Торгово-промышленной палаты агентство ТАСС, “данную ситуацию необходимо спрогнозировать и заблаговременно создать нужные условия, чтобы компании имели представление о том, как они будут вести дела в ближайшем будущем”.