В соответствии с решением П. Порошенко, которое поддержала Верховная рада, с 01.04.19г. будет прекращено действие соглашения о дружбе, взаимодействии и партнерстве между Россией и Украиной.
Тем не менее, по мнению украинского независимого эксперта И. Петренко, утрата силы этого договора мало повлияет на взаимодействие Украины и России в транспортной отрасли.
Петренко рассказывает, что ключевые моменты, описывающие принципы сотрудничества России и Украины в транспортной сфере, обозначены в отдельном пункте статьи 17 данного договора. Там говорится, что обе страны намерены укреплять партнерские отношения в транспортной сфере, гарантировать свободное перемещение людей, транспорта и грузов через территории РФ и Украины согласно основным положениям международного права. Наряду с этим грузо- и пассажироперевозки ж/д, воздушным, морским, речным и автотранспортом между двумя странами и транзитные операции, выполняемые через ж/д и автомагистрали, морские, речные и воздушные гавани, через линии связи, крупные трубопроводы и электрические системы, находящиеся на территории другой страны, реализуются на основе отдельных договоренностей. Однако положения ст. 17 данного договора уже не соблюдаются: были прекращены авиаперевозки пассажиров между РФ и Украиной, приостановлено функционирование морских гаваней Украины, сокращаются объемы и маршруты грузоперевозок. Пока неизвестно, что станет с ж/д пассажироперевозками. Этим вопросом занимаются в Кабинете министров, а не в отдельных министерствах, как бы этого не желал глава ведомства инфраструктуры В. Омелян, не раз инициировавший прекращение ж/д пассажироперевозок между РФ и Украиной.
Но сегодня, со слов Петренко, они уже и так почти прекратились по инициативе РФ, а большая часть поездов, проходящих между РФ и Украиной, укомплектованы украинской стороной. Также в договоре есть статья о благоприятствовании при решении некоторых отдельных проблем в рамках министерских переговоров и совместных рабочих групп, однако эта деятельность давно приостановлена.